Чтобы понимать шансон - им нужно жить.
Если очень кратко, то для меня шансон-то образ жизни. Многие спорят - что это, жанр или стиль. В начале обратимся к советскому энциклопедическому словарю и прочитаем, что
·жанр (от французского genre), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений, какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанра слагается по-своему. В музыке жанры различаются: по способу исполнения (вокальные - сольные, ансамблевые, хоровые...), по назначению (прикладные жанры - марш, танец, колыбельная песня:), по содержанию (лирические, драматические, эпические:), по месту и условию исполнен имеет несколько значений. СТИЛЬ имеет несколько значений.Это индивидуальные особенности чьей-либо роли: общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (например, о стиле русского романа середины 19 в.), об индивидуальном стиле отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений.
Исходя из вышеизложенного, я думаю, что Шансон- это все-таки жанр и поэтому в дальнейшем буду говорить о жанре "шансон".
Песни в жанре "шансон" недостаточно просто услышать - их надо понять. Он усиливает ощущения человека. Эти песни про жизнь и, конечно, не стоит забывать о том, что этот жанр имеет петербургские корни: А.Вертинский, Изабелла Юрьева, Вадим Козин- все они начинали в Петербурге. Хотя, если брать глубже, то, по-моему, убеждению корни шансона идут от русских народных былин, частушек, т.е. от народного творчества.
Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила в этих песнях создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с ненавистью. Ведь эти песни тоже неотъемлемая часть нашей культуры жизни.
Если слушаешь песню и у тебя по коже "бегут мурашки", невольно возникает ностальгическое чувство - значит песня "цепляет" и надолго! Что-то есть в этих песнях такое, что задевает за душу и сердце, огрубевшее за последние непростые годы. Эти песни - лишь отражение реальности сегодняшнего дня.
Все-таки соответствующая среда создает эти песни, а не песни среду.
Одна из составляющих жанра "шансон"- песни о неволе, тюрьме и зоне, т.е. о людях, лишенных свободы. Такие песни часто называют "блатными". Что понимается под словами "блатная романтика". В настоящих блатных песнях этой самой романтики как ни странно практически нет. Основные темы - предательство друга (пример, песня М.Круга "Роза"), измена любимой, смерть матери, не дождавшейся сына (И.Кучин "Человек в телогрейке"). Что же здесь романтического? Герои песен в тюрьме тоскуют о любви и жизни на свободе, а не наоборот. Если человек, любящий блатные песни - потенциальный вор и убийца, то, как же тогда быть с Владимиром Высоцким, Александром Галичем. Леонидом Утесовым, Юрием Никулиным?
Сейчас опять шансон входит в закон! Из закона вылезает наружу. Кто-то, правда, не принимает терминов "шансон", "русский шансон". И.Кучин сказал, что если существует "русский шансон", то должен тогда по логике быть и "бурятский шансон", "украинский шансон":Жан Татлян также заявил, что назвать данный жанр "русский шансон" - это то же самое, если всю парфюмерию объединить и назвать "русский Шанель". Ясно, что речь идет о парфюмерии, но не понятно о духах или одеколоне и туалетной воде. На мой взгляд, одно из правильных названий дал Анатолий Днепров в своем интервью на радио "Шансон", назвав данное направление в музыке - это "свободный стиль". Но дело не в этом. Пускай, как угодно его называют - главное, что людям нравится. Современный шансон, если можно так выразится, отдает цивилизацией. Мы живем в 21в., нельзя же все время петь про каждую проволоку, да про тюрьму. Вокруг море образов:.(Хотя сразу хочу сказать, что мне в шансоне именно, так называемая "блатная тема" ближе всего и более любима). А в России шансон почему-то стали ассоциировать с тюремной, блатной лирикой. Но блатная песня по своей сути - это все-таки совсем другое, чем шансон. Наш знаменитый шансонье Жан Татлян никогда не пел блатных песен. А если отталкиваться от французского перевода "шансон - песня-песенка", то одни из ярчайших примеров - Шарль Азнавур также не имеет в репертуаре песен о тюрьме.
Я еще не знаю такого человека, который бы всю жизнь пел блатные песни и бесконечно нравился всем так же, как он нравился публике в самом начале. Меняется время, меняется слушатель, меняется репертуар. М.З.Шуфутинский стал популярен благодаря, так называемым "одесским" песням А.Я.Розенбаума, затем пел лирические песни и опять возврат к песням о неволе. Л.Успенская сказала, что никогда не вернется к "ресторанному репертуару".
Шансон - даже если и вымысел, то максимально приближенный к жизни. Конечно, сейчас и в шансон полезли люди, для которых главное - деньги. Но это - однодневки. Пройдет немного времени, и о них забудут, а вот такие вещи, как "Ушаночка" Геннадия Жарова или "Я куплю тебе дом" группы "Лесоповал", навсегда. Люди, которые сами сталкиваются с жизнью, с экстремальными ситуациями, хотят человеческого и доброго. Их трогают лирические песни - о маме, любимой, о доме и Родине. Человеческие песни из той жизни, которая была у каждого из них, и людям они дают облегчение, надежду, что все еще у них в жизни будет хорошо. А песни про тюрьму не "прокатывают". Люди там от нее настолько устали.
Многие считают шансон примитивным жанром. Он не примитивен, примитивны его образцы, то, что сейчас крутят про тюрьму и нары: В любом жанре есть грубый примитивизм на уровне пошлости, на уровне подворотни, и в шансоне тоже, на мой взгляд есть - В.Эргард, группа "Воровайки", Андрей Заря. Положительные певцы - их много: А.Я.Розенбаум, А.Новиков, А.Маршал, И.Слуцкий, А.Дюмин, И.Кучин:Они Поэты и в основе шансона лежит именно поэзия, а не тексты. Песни на стихи, подчеркиваю на стихи, а не на тексты, Сергея Есенина будут петь всегда. Один из ярких современных поэтов шансона - наш питерский Эдуардов Кузнецов.
Шансон - это не только тюремная лирика, поднимающая вопросы бренности бытия иногда в несколько грубоватой форме, а еще и красивая, лирическая музыка с прекрасными словами и глубоким философским смыслом (А.Дюмин "Цветы из камня", М.Круг "Свобода").
Есть много подразделений шансона, но в нем всегда важен текст, а не музыка.
Прежде всего, это честная песня, спетая от души и для души, а не для ног. Но есть исполнители, для которых важен не только смысл, но и красивые аранжировки: Анатолий Днепров, Александр Кальянов, Слава Медяник, Александр Розенбаум, Михаил Круг. Они не просто под гитару поют, а используют большое количество "живых" инструментов.
Шансон дает людям силы преодолевать трудности.
Шансон - это такие мужские песни, которые женщины больше слушают и которые им очень нравятся. Хотя есть и прекрасные исполнительницы: Катя Огонек, Татьяна Лебединская, Любовь Успенская, пожалуй, и все. Все - таки, даже если вспомнить дворовые посиделки, редко можно увидеть девушку с гитарой, поющую песни.
Классический шансон - это когда у человека может совсем и не быть голоса, когда даже ноты он не всегда попадает, но поет от души (яркий пример тому - Марк Бернес).
В связи с тем, что под термином "шансон" многие подразумевают только "блатную" песню и тему, некоторые исполнители не связывают свое имя со словом шансон. Об этом заявляли в своих интервью: А.Днепров, Л.Успенская, Е.Амирамов. Другие же исполнители, наоборот утверждают, что они всегда пели шансон, хотя, на мой взгляд, о шансоне имеют весьма смутное представление (В.Добрынин, И.Аллегрова, А.Пугачева "Девочка Сэконд Хэнд").
Интересно, что большинство "народных" блатных песен имеет своих конкретных авторов. Песню "Постой паровоз" - известную нам с напева Юрия Никулина, написал питерский автор, слава Богу живущий до сих пор Н.Ивановский. Так называемую народную песню "Окурочек" сочинил писатель Ю.З.Олешковский. Любопытно мнение писателя Игоря Германа, которое он высказал в прямом эфире. Попав в свое время на зону и знакомым, со всеми проявлениями этой стороны жизни, Герман заявил, что все блатные песни, придуманные за два последних десятилетия, - спекуляция на теме и чистый "фальшак". Серьезных аргументов он, правда, не привел - просто субъективное мнение опытного человека, Что - то в этом есть, ведь неспроста многие легенды жанра предпочитают петь старые, проверенные временем песни: "Мурка", "Кирпичики", "Снова эти крытые вагоны": Неправда ли знакомый репертуар "Братьев Жемчужных ", М.Гулько?
Так получилось, что шансон, уходящий корнями в фольклор 19 века (вспомните хотя бы песню А.Толстого "Колодники" на мой взгляд "каторжанских" песен). Жанр время от времени запретный (запрещенный) существующий параллельно "законным" советским песням - стал главным смыслом моей жизни.
Одной из ярких страниц моего увлечения шансоном был период в течение двух с половиной лет посещения в качестве почетного гостя программы Вадима Гусева "Пальцы веером" в Питерской студии радио "Шансон". Это были незабываемые встречи с очень многими известными исполнителями, работающими в жанре шансон: "Братья Жемчужные", Т.Шаов, М.Гулько, Жан Татлян, Вили Токарев, Трофим: Общение со слушателями давно необходимый заряд бодрости и энергии для дальнейшей работы. Навсегда в памяти останется поездка в г. Москву на первый международный фестиваль шансона "Звездная пурга" - 2000г. куда я был приглашен в качестве почетного гостя. Такого фестиваля уже не будет, т.к. нет с нами М.Круга, Б.Сичкина, С.Бурмистрова, с которыми удалось познакомиться на данном фестивале.
Санкт-Петербург, бесспорно, является столицей и родиной современного "русского шансона". Но, наверное, данное направление музыки не получило бы такого развития, если бы не жили в этом городе такие замечательные люди, как "патриарх шансона" живая легенда Сергей Иванович Маклаков, Николай Серафимович Резанов - бессменный руководитель и лидер ансамбля "Братья Жемчужные", народный артист России Александр Яковлевич Розенбаум и многие другие ныне здравствующие и те, кого уже с нами нет - Аркадий Дмитриеич Звездин (Северный), Владимир Тихомиров.
С уважением,
Владимир Окунев
shansonprofi.ru