Жека: Шансон – это гремучая смесь жанров
— Женя, расскажи, как ты себе представляешь сегодня жанр «русский шансон»? Твой взгляд изнутри…
— Русский шансон — это гремучая смесь самых различных музыкальных течений. Знакомлюсь, иногда, в интернете с литературой по этому вопросу и соглашусь с мнением, что наш жанр, это и городской романс, и лагерная лирика, и эстрада, и цыганские песни… Что интересно лично для меня, например, в шансоне, это то, что в отличие от тех же рока и попсы, он может использовать любую аранжировку, не входя в какие-то принятые узкие форматные рамки. Принимается любая форма обрамления текстового материала. Шансон как раз и объединяет различную стилистику аранжировок: бардовскую гитару, роковый напор, попсовые и кабацкие мотивы. А главенствует текст, который присущ этому жанру. Он искренен, идет от сердца, от души, трогая нашу ментальность за самое живое.
— Иными словами говоря, в шансоне главное текст.
— Конечно, здесь текст очень важен потому, что основной массе слушателей, от тридцати, и до плюс бесконечности. Да, есть уникумы — ко мне на концерты в том числе приходят и молодые лица, но я думаю, что они слушают эти песни в тенденции моды погони на жанр. А взрослые люди внимательно впитывают слова, не перебрасываются с одного исполнителя на другого, они очень медленно влюбляются и любят очень долго.
— Ты упомянул о русскому роке, а вообще нет какой-то взаимосвязи рока и шансона, ведь ты и сам бывший рокер.
— Да, у меня в Кургане была рокенрольная группа с соответствующими музыкальными формами. Мы выходили на сцену, работали концерты… И всё это не остаётся за спиной где-то в прошлом. Стараюсь и сейчас тот драйв и напор вернуть в свое творчество, использовать прошлый опыт: где-то поставить жесткие барабаны, где-то максимально использовать гитары. Может быть, этот какая-то фишка или отличительная черта в жанре именно моих песен, если так оно и есть, если слушатель это понимает и чувствует, то это здорово.
— То есть аранжировками и своими звуком в большей степени ты занимаешься сам?
— У меня аранжировщик, музыканты-единомышленники, которых я приглашаю работать в студию, но стараюсь все держать под контролем, начиная от первых ходов и задумок до конечного результата: сведения вокала и инструментов, мастеринга фонограммы.
— Немного уйдем в сторону от музыки, у тебя нет такого ощущения, что исполнителей шансона стало несметное количество и они просто размыли жанр?
— Ощущение такое есть, но это с одной стороны, а с другой — в этом количестве можно выбрать и что-то хорошее. Когда, например, есть много золотоносного песка, то из него проще отобрать большие самородки. Да, жанр размыт, но на верхушке этого айсберга именно те, кто любимы публикой и слушателем; те, кого хотят видеть на концертах. И даже среди тех 500-600 исполнителей в жанре, кто сейчас работают в Москве, если у них появится хит или просто хороший песенный материал, его обязательно заметят и звукозаписывающие компании и радиостанции. Сейчас все стало достаточно демократично, если есть хорошая песня — пожалуйста, зовут и приглашают, она звучит на радио, в сборниках. Без каких-либо лицензий и худсоветов — человек попадает на сцену. Те, кто говорит о каких-то запретах, невозможности пробиться на сцену, — просто вас обманывают, или сами жестоко обманываются. Значит слушателям не нужно такое творчество, нет спроса.
— И обычно начинают говорить о проплаченных эфирах или чем-то таком. Ведь история твоя, история певца Жеки, это история Золушки русского шансона: приехал из относительной провинции в Москву и постепенно, добиваясь всего большим трудом, ты вышел в лидеры. То есть, прежде всего — это труд.
— Да, нужно трудиться, а в любую свободную от гастролей и записей минуту надо так же думать о будущем, что-то сочинять, что-то напеть, подумать, что будет завтра. Даже если сегодня не получиться, неважно, главное — чтобы ты постоянно был в работе. Чтобы постоянно был задействован мозг. У меня достаточно жёстко распределено время: приезжаю с гастролей, отдыхаю, направляюсь в студию, пишу вокал или контролирую работу над новой аранжировкой, еду к издателям, готовлю дизайн новой пластинки. Постоянная занятость, постоянная работа, хочешь, чтобы все было хорошо и качественно — нужно заниматься этим самому.
— А не получается так, что если ты сам занимаешься аранжировкой, дизайном обложки и компоновкой, то некогда писать сами песни?!
— Я еще планирую время и на написание песен, так, чтобы на все оставалось: полчаса-час ночью или утром оторву ото сна. С другой стороны это ведь тоже не по заказу, это впечатления, это какие-то эмоции, что в тебе копятся. У меня теперь нет такого, как еще пару лет назад: все ложатся спать, а я спокойно на кухне завариваю чай и пишу песни. Такого теперь не получается в связи с моими поездками, гастролями, но все равно стараюсь в свободное время взять гитарку и что-то поиграть, пописать.
— Есть ли какие-то исполнители и альбомы в жанре, кто повлиял на тебя, на твое творчество и мироощущение?
— Если честно, я не склонен выстраивать себе систему каких-то кумиров, лично на меня в жанре повлияли, конечно же, Владимир Семенович Высоцкий и Александр Яковлевич Розенбаум. Я говорю о ранних альбомах Розенбаума и почти все творчество Высоцкого, вот это те люди, которые для меня этот жанр основали и взрастили, их песни до сих пор слушают люди. Не скажу, что эти песни всегда у меня где-то рядом, но оттуда всегда можно черпать энергетику текстов и даже какие-то аранжировочные моменты до сих пор актуальны.
— Как ты относишься к разглагольствованиям на тему, что шансон является движущей силой в криминальной ситуации в стране, разлагает души и воспевает преступный мир?
— По всем каналам крутятся бандитские сериалы: бандиты, воры, милиция. После окончания сериалов обязательно идут криминальные хроники… И что, это кого-то заставило пойти громить киоски или хвататься за топоры? Я думаю, что это большая глупость. Согласен, что песня — это довольно мощный фактор воздействие, но я не видел ни одного человека, который после прослушивания песен Новикова, Розенбаума или Шуфутинского пошел и совершил что-то гнусное.
— Спасибо за беседу.
— И вам удачи!
Беседовал Михаил Дюков.
г. Калининград
22 января 2006 г.
Источник: http://www.zheka.ru